Копии часов Omega


интернет-магазин на joomla
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Организация работы школы по инклюзивному образованию.

 

В школе реализуется  программа коррекционной работы, разработанная  в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данному направлению.

 Данная программа  направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Направления работы

Программа коррекционной работы включает в себя  направления, отражающие её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;

коррекционно-развивающая             работа             обеспечивает             своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ОВЗ в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В программе раскрывается содержание работы по каждому направлению.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Определены следующие этапы:

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента учащихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей;

оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории учащихся.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям учащегося.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения учащихся с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизмы реализации программы

Основными механизмами реализации коррекционной работы являются  взаимодействие психолога, социального педагога, медицинского работника, педагогов с   общественными организациями, сотрудничество с другими образовательными организациями, родительской общественностью. Социальными партнерами школы являются:  ЦДО г. Кемерово, НУЗ «Узловая больница» на ст. Тайга, МБУ «Социально-реабилитационный центр» ТГО, а также спортивная школа, дом творчества, школа искусств, образовательные организации города. Наиболее эффективной формой  взаимодействия специалистов в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья является  психолого-медико--педагогический консилиум.

Условия реализации программы

Программа коррекционной работы предусматривает создание в МБОУ «СОШ №32» специальных условий обучения и воспитания, учащихся с ОВЗ, включающих:

Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности);

обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития учащегося; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно - методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога. В своей работе учителя используют ИКТ, технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», метод опорных конспектов, групповую работу, информационно-коммуникационные технологии, здоровье-сберегающие технологии.

 

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ осуществляется педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами, прошедшими  курсовую подготовку. На курсах повышения квалификации обучены 6 учителей по теме «Основы организации учебного процесса детей-инвалидов в информационно-образовательной среде. Дистанционное обучение школьников на основе е-КМ-школы.

В школе  проводятся семинары, совещания, круглые столы, педагогические советы, мастер-классы: педсовет «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», городской семинар-практикум «Использование инклюзивного оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога»,  мастер-класс на тему: «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ».

Учителя школы проводят открытые  уроки, активно обмениваются опытом своей работы,  участвуют  в городских и областных конкурсах..

Материально - техническое обеспечение

В рамках программы «Доступная среда» школа получила средства на сумму 903260 рублей на переоборудование помещений школы (пандус, туалет, двери), а также специализированное  оборудование (сенсорная комната), технические средства обучения учащихся с ОВЗ для организации дистанционного обучения

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды.

В МБОУ «СОШ №32» имеется возможность доступа учащихся с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к различным  источникам информации, к информационно-методическим фондам, разработаны  памятки для учащихся и родителей, рекомендации для родителей, имеется банк наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.

       Реализация программы коррекционной работы:

В настоящее время  в МБОУ «СОШ № 32" ТГО обучается 11 детей с ОВЗ с 1 по 11 класс. 

Из них детей, имеющих  инвалидность – 11 человек;

с нарушением опорно - двигательной системы – 4 человека, с нарушением слуха 1 человек, обучается во 2 классе;

с сердечно-сосудистыми заболеваниями 2 человека

с другими ограничениями здоровья 4 человека

Учится на «отлично» -1ребенок

На «4» и «5» – 4

На «3» - 6

Обучается на дому- 5 человек, из них трое  учащихся  -  с применением дистанционных технологий. В основе работы с детьми с ОВЗ  лежит социальная адаптация,   концепция равных возможностей для всех учащихся.

Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья строится следующим образом: это и обучение в школе,

  • групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
  • индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;
  • домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой;
  • дистанционное обучение.

 На основе диагностических данных учителя планируют проведение  индивидуальных и групповых коррекционных занятий.